Витька не вошел – ворвался в избу. От порога, сбрасывая валенки и старую отцовскую фуфайку, закричал:

- Мамка! Я теперь знаю всю азбуку! Мне поставили пять! Анна Кузьмичевна сказала, что я могу написать теперь любое слово.

- Кузьминична, - поправила мать. – Ну, и какое же ты слово хочешь написать?

Поспешно вытаскивая грифельную доску и мел из холщовой сумки, Витька ответил:

-  Ты скажи, а я напишу.

- Вот и напиши отцу письмо.  Он там, на войне, ой как рад будет.

- Письмо я не умею, - печально протянул мальчишка. – И бумаги у меня нет.

- Листочек я тебе дам. И вот что напиши, - и мать медленно продиктовала, что должен написать сын.

Она достала из-за божницы листочек ворсистой бумаги и химический карандаш, подала сыну:

- Вот пиши, не торопись. Все, что сумеешь, пиши. Отцу все в радость будет.

Витька сел за дощатый кухонный стол, разгладил листок, послюнявил карандаш и начал писать.

Писал он долго, что-то шептал, сопел, кряхтел и, наконец, подал «письмо» матери, донельзя довольный собой.

«Здрстуй, тя тя прие жая дамо Я знаю аз буку и учус драт ца Буду биць Немцов».

Мать тихонько засмеялась, а ему сказала:

- Вот какой молодец! Теперь отец узнает, что его старшенький сын уже грамотный.

И добавила:

- И я напишу тяте, а ты завтра после школы отнесешь письма деду Гусаку, он свезет на почту. Я с бригадного двора приеду поздно.

Уроки на другой день не шли на ум Витьке. Едва дождавшись их конца, он полетел домой.

Забежав в избу, он остановился, как вкопанный. Мать сидела на скамейке, ее руки и взлохмаченная голова лежали на столе. Она что-то тихо причитала.

- Мамка, - протянул нерешительно Витька. – Где письмо?

Он чего-то недопонимал, но продолжил:

- Я отнесу его…

И тут мать дико взвыла:

- Не надо теперь посылать письмо, сыно-о-к. Нет больше вашего тятьки-и-и.

Тут заплакали на печи младшие братишка и сестренка, до этого неслышные.

- А где ж он, ма-а-мка? – уже заревел и Витька.

- Убили, убили его злые вороги. Фашисты проклятые!

Мальчишка еще не понимал:

- Мам, он же в железном танке. Как его убьют?

Мать протянула сыну листок. Что там было написано, он прочитать не сумел. Но расплакался еще горше.

Изба наполнялась бабами, ребятишками. Кто-то плакал, кто-то успокаивал. Только через несколько дней Витька нашел свое письмо, долго смотрел на него и думал: «А зачем мне теперь азбука?».

Больше пятерок Витька не получал никогда.

С трудом одолев 3 класса за пять лет, он в голодном 47-м пошел работать прицепщиком в колхоз.






Прочитать автобиографический очерк >>

Перейти к контактам

Кто сделал этот сайт?


Посещаемость


Советуем так же посетить